Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Преображения Господня

19 августа 2024 г.
Храм Преображения Господня в посёлке Красный 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 
 Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь чествует событие Преображения Господня. Мы с вами слышали у евангелиста Матфея подробное изложение об этом событии. Горы Фавор и Ермон, находятся на северо-востоке от Иерусалима. Всякий паломник имеет возможность подняться на эти достаточно высокие горы, чтобы почувствовать всю ту силу, которая сопровождает это место. Это священное место для всякого человека, поскольку здесь, по Святой Земле, ходил Сам Господь. 
Мы слышим из повествования евангелиста Матфея о том, что ученики увидели силу Божию – Свет, который исходил от Господа, причём Свет, совершенно не похожий на то, что бывает в нашей жизни. И свет от лампочки, и свет от свечи, и даже солнечный свет абсолютно не тождественны тому Свету, который исходил от Бога. Ведь тот Свет – нетварный, а свет, который мы видим – материальный свет. И вот ученики, просвещённые этим нетварным Божественным Светом, почувствовали силу Божию. Эта сила Божия – сила действия благодати Святого Духа, исходящего от Отца через Сына, как мы исповедуем в нашей вере. И этой Силой наполнились ученики и в той мере, в которой смогли понести, они были просвещены этим Божественным светом, как нам об этом свидетельствует тропарь и кондак праздника Преображения Господня. Сколько они могли вместить тогда Божественной благодати, столько и вместили. 


Так бывает, дорогие мои, и в нашей жизни. Мы бываем способны вместить свет Божественной благодати лишь в той степени, в которой на это способна наша природа. Но это не равная способность. Обратите внимание на преподобного Серафима Саровского. Он был вместилищем благодати Святого Духа, и Фаворский нетварный Божественный свет все время осиявал вокруг его лица, и, особенно во время молитвы, ближайшие люди, находящиеся около него, не могли смотреть на его лицо, поскольку этот свет осиявал и всех окружающих людей. Так было и с остальными угодниками Божиими. 


По слову апостола Павла, каждый из нас призван к тому, чтобы стать вместилищем благодати Божией – сосудом, в котором бы эта благодать могла все время пребывать (см. Еф. 2). Ведь мы с вами созданы по образу и подобию Божию, призваны к тому, чтобы обожиться. Обожиться – это не просто слова, это значит не просто стать каким-то образом, интеллектуально причастным к Богу. Это – буквальным образом стать сотелесником Христу. Поэтому Господь учреждает в созданной Им Церкви Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, тем самым, спасая нас через наше приобщение к Его Богочеловеческой природе. Поэтому очень важно, дорогие мои, чтобы мы, по слову апостола Павла, прославляли бы Бога не только в душах наших, но и в телесах наших. 


Само Преображение Господне указывает нам на то, что и наша с вами телесность, Богом воспринятая, предназначена к прославлению Бога. Не случайно Господь в Своей Нагорной проповеди, в Своих заповедях Божиих, в Своих наставлениях предупреждает нас о том, чтобы мы не пренебрегали бы нашей плотью, чтобы мы с осторожностью, благоговением бы относились к ней, не согрешая плотью. Так важно, дорогие мои, чтобы мы воздерживались от телесных грехов, чтобы мы благоговейно относились к Богом данной нам человеческой природе, заботились о том, чтобы и окружающие нас люди, которые даны нам на ответственное воспитание, воспринимали себя, начиная с личности своей и завершая своей телесной природой, как дар Божий.  


Преобразившийся Господь указывает нам на то, что мы с вами – дар Божий, мы с вами способны вместить Божественную благодать. И впоследствии, когда святые ученики в день Святой Пятидесятницы восприняли благодать Святого Духа в виде огненных языков, они на себе почувствовали эту Божию благодать, которая не просто укрепляла их душевные и телесные силы, но давала им способность к проповедованию слова Божиего, способность к созиданию Церкви.  


И нам с вами Господь даёт эту благодать. Не только священникам – ответственно совершать Таинства Божии, и каждый священник за это понесёт перед Богом строжайшую ответственность. За то, как он, священник, совершает эти Божии Таинства, как он относится к той благодати, которая через его телесные возможности передаётся верующим людям в Таинстве Крещения, Покаяния и иных Таинствах, которые Богом установленный священник совершает в Церкви. Но и вам, дорогие миряне, вручена эта благодать Божия, потому что сердце всякого человека способно к восприятию этой благодати. Способно к тому, чтобы этой благодатью преумножать Богом данные дары. У кого – дар учительства, у кого – дар врачевания, кому-то Богом дан дар для того, чтобы быть сотрудником правоохранительных органов, кому-то даны иные дары. Каждый из нас понесет ответственность. 


Особенным образом мы понесем ответственность за наши семьи, за то, как мы воспитываем детей. Ведь дар материнства – это величайший дар. А дар отцовства, неужели он меньше дара материнства? Нет. Поэтому, дорогие мои, каждому из нас вручены Богом дары. Так понесем эти дары со всей ответственностью. И не просто понесем их, а, как об этом говорит Божия притча, мы призваны к тому, чтобы преумножить эти дары, не закопать их в землю, то есть, не использовать их, а всячески прилагать усилия к тому, чтобы приумножить их. А этими дарами являются те дары, о которых святой апостол Павел говорит в Послании к Галатам, перечисляя их. Это и любовь, и милосердие, и долготерпение, и вера, кротость, воздержание… (см. Гал. 5, 22). Все это – те нравственные духовные дары, которые определяют наши иные таланты.  


Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день Преображения Господня, особым образом взглянем в свое сердце, обратим внимание на исцеление нашей с вами личности. Просвещена ли наша с вами личность благодатью Божией? Или, может быть, какие-то мысли и чувства все время сбивают нас с толку? Может быть, недоброе отношение к ближним, не дай Бог, разрушает нашу личность. Пусть никто из нас не злобствует на ближних своих, пусть никто из нас не вынашивает те или иные недобрые помыслы в отношении и самых близких и дальних людей и соседей. Не дай Бог нам плохо думать о ком-либо или осуждать кого-то. Как только в наше сердце попадает осуждение, как приражение от диавола, в тоже мгновение мы теряем силу Божию. Поэтому будем себя охранять от этого молитвами, Крестным знамением, Таинствами, которые Господь нам предлагает в Святой Церкви. Будем ограждать этой силой Божией, этой благодатью, просвещающей и освящающей нас от всякого зла, которое пытается разрушить личность нашу, которое пытается разрушить семьи наши. А там, где разрушение семей – там разрушение всего общества. Для того, чтобы нам противостоять врагам нашим внешним, для того, чтобы нам противодействовать тем внешним вызовам, которые всё время пытаются нас разрушить, будем искать благодать Божию. Источником этой благодати является Богом установленная Церковь. Здесь не истекает источник благодати. Но это не значит, что за пределами Церкви нет Бога. Это неверно. Везде Бог. Бог там, где люди нуждаются в нашей доброте. Бог там, где требуется исполнение нами заповедей. Поэтому и в больнице, и в школе, и на предприятии – везде Господь. И в нашей келейной молитве, когда мы один на один с Богом стоим и просим Его помочь, благословить нас и вразумить тех окружающих людей, которые не слушают Бога и совесть свою. И там Господь. 


В событии Преображения Господня явлена нам Святая Троица – это и Господь Иисус Христос, и голос Небесного Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (см. Мф. 17, 5), и Бог Дух Святого в виде нетварной Божественной энергии, как называет Его святитель Григорий Палама, учитель Фессалонийский, архиепископ. Пусть явление Святой Троицы укрепляет нас в нашем христианском делании, а благодать Божия просвещает, укрепляет и возводит каждого из нас в Царствие Небесное. 


Аминь.